Отдел надзорной деятельности ГУ МЧС России по Архангельской области

Независимая оценка пожарного риска

 

 

Расчет и оценка пожарных рисков предусмотрен в качестве одного из этапов оформления декларации пожарной безопасности, наряду с оценкой возможного ущерба третьим лицам.
Оценка пожарных рисков осуществляется с целью определить – отвечает данный объект защиты (здание или сооружение) необходимым стандартам пожарной безопасности или нет.
Под объектами защиты имеются ввиду производственные и непроизводственные здания и сооружения, среди которых могут быть – жилые здания, офисные помещения, склады, объекты транспортной инфраструктуры, связи, образовательные и медицинские учреждения, помещения общественного питания и прочие.

Рекомендуем ознакомиться:

Процедура проводится в случаях:
  • при оформлении пожарной декларации для объектов, где предусмотрен соответствующий расчет;
  • при обосновании надлежащего уровня пожарной безопасности для тех объектов, где требования безопасности не установлены федеральными законами.
Расчеты риска проводятся в соответствии с установленным порядком, предъявляющим к процессу определенные требования. При определении расчетных величин используются методики МЧС РФ.
Должны быть рассчитаны размеры пожарного риска на данном объекте, которые сопоставляются с соответствующими нормативами, которые прописаны в техническом регламенте по пожарной безопасности.

Итоговые расчетные цифры представляют собой некую количественную меру возможности возникновения на объекте защиты возгорания, и как итог – предполагаемых последствий для людей и имущества. Например, риск гибели людей (персонала, третьих лиц – находящихся в помещении и рядом с ним).

Не проводить оценку допускается для следующих зданий
  • жилые помещения не выше трех этажей;
  • хозяйственных построек (на дачных, садовых и прочих участках);
  • отдельно стоящих сооружений, высотой не более 2 этажей, площадью не более 300 кв.м, в случае, если в здании одновременно находится не более 50 человек.
     
Зачем нужна оценка пожарных рисков?

Расчет пожарного риска на сегодняшний день не является обязательной процедурой.
Однако независимая оценка дает предприятию ряд неоспоримых преимуществ:
  • позволяет сократить количество плановых проверок представителями Госпожнадзора – до одного раза в три года (в соответствии с Административным регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, Утвержденным приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 , подвергшиеся независимому аудиту пожарных рисков, освобождаются от инспекций органами пожарного надзора на три года);
  • помогает избежать возможного административного наказания (оценка рисков помогает собственнику привести состояние противопожарных систем объекта в соответствие с требованиям техрегламента в полном объеме);
  • способствует снижению затрат на стандартные системы безопасности (профессиональная, независимая оценка эксперта помогает собственнику грамотно определить уровень пожарной безопасности, и в результате оптимизировать свои расходы в этом направлении, избежать закупки и установки не нужного оборудования);
  • позволяет оптимизировать расходы на страхование объекта от пожара (Проект Обязательного страхования имущества юридическими лицами - №108154-3, для данного вида страхования оценка пожарных рисков является необходимым этапом).

 
Независимая оценка пожарных рисков в области обеспечения пожарной безопасности

Согласно Федеральному закону № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» собственники объектов защиты вправе самостоятельно выбирать формы оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности. Одной из таких форм является Независимая оценка пожарного риска.
В соответствии с требованиями Федерального Закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ФЗ-123 от 11.07.2008г. на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений может привести к угрозе жизни или здоровью людей, вследствие возможного возникновения пожара.
В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы  обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона (ст.4, п.4).
При проведении проверки объекта защиты органами надзорной деятельности МЧС России совместно с прокуратурой РФ инспектору достаточно выявить одно нарушение для того, чтобы у него было основание считать, что дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений может привести к угрозе жизни или здоровью людей, вследствие возможного возникновения пожара и соответственно применить к данному объекту требования пожарной безопасности согласно ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», из этого следует, что несоответствий требованиям ПБ ФЗ-123 в выданном предписании будет огромное количество, так как объект был построен в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, что повлечет за собой значительные затраты на устранение нарушений.
При этом срок на устранения дается 3 месяца, в некоторых случаях устранения нарушений затронут конструктивные решения (ст. 1, п.2 ФЗ-123 Положения настоящего Федерального закона об обеспечении пожарной  безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при «проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, тех.перевооружении, изменении функционального назначения, тех.обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты»), следовательно на данный объект при следующих проверках совершенно законно будут распространяться требования ФЗ-123.
Также собственнику грозит административное наказание (в связи с вступлением 17.06.2011 г. в законную силу Федерального закона РФ № 120-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности" штрафы за нарушение правил пожарной безопасности составят на:
- должностных лиц - от 15000 до 30000 рублей;
-на юридических лиц – от 400 000  до 500 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Есть несколько путей решения как оградить свое предприятие от возможных конфликтов с государственными  нодзорными органами:
1.     Выполнить все требования пожарной безопасности согласно ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ( к примеру в некоторых случаях требования ПБ согласно123-ФЗ доходят до абсурда и собственнику объека экономически выгоднее если на его застрахованном объекте произойдет пожар).
2.     Обжаловать в суде выданное предписание ОНД МЧС России. В этом случае потребуется доказательства, что дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений не приводит к угрозе жизни или здоровью людей, вследствие возможного возникновения пожара. Таким доказательством является расчет пожарного риска в части заключения о независимой оценке пожарного риска ( в связи со сжатыми сроками проведения судебных  разбирательств, аккредитованная организация на право проведения независимой оценки пожарного риска физически может не успеть выдать такое заключение, тем более что оно должно быть только положительным).
3.     Своевременно провести независимую оценку пожарного риска на своем объекте защиты без присутствия надзорных органов на данном объекте, что позволит аккредитованной организации в случае несоответствия требованиям ПБ объекта защиты, выработать целесообразный, экономически выгодный подход по достижению требуемого, ЗАКОННОГО уровня пожарной безопасности. Оптимизировать системы противопожарной защиты, т.е. выработать разумное и рациональное распределение финансовых средств для обеспечения ПБ без её снижения, минимизировать требований пожарной безопасности до уровня, соразмерного угрозе жизни и здоровью людей, чужому имуществу и окружающей среде при пожаре.
По итогам проведения независимой оценки пожарного риска выдается заключение о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, которое освобождает предприятие от  проверок органами УНД МЧС России на срок до трех лет , более того орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора выполненной аккредитованной организацией в установленном порядке, согласно Техническому регламенту МЧС РФ (приказ № 517 от 01.10.2007 г. в редакции от 22.03.2010г.).
Независимая оценка пожарного риска объекта защиты осуществляется на всей территории Российской Федерации на основании свидетельства МЧС России об аккредитации.
Независимая оценка пожарного риска может являться составной частью декларации пожарной безопасности или декларации промышленной безопасности.
Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) рекомендована для производственных объектов, а также для объектов, на которых не в полном объеме выполнены требования нормативных документов по пожарной безопасности.
 
В случае проведения аудита пожарной безопасности, органы государственного пожарного не планируют мероприятия по контролю (надзору) на объекте защиты на все время действия заключения по независимой оценке пожарного риска.
 
Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) включает в себя следующие этапы:
 
Консультация, заключение договора
Консультация осуществляется по телефону после оформления заявки. За осмотр объектов защиты, расположенных на территории г. Архангельска плата не взимается. По другим регионам и районам плата за осмотр и обследование объектов защиты взимается из расчета компенсации затрат (транспортные расходы, проживание экспертов и др.) в случае отсутствия на территории региона экспертов.
Заявка подается в электронном виде или по факсу. Для осмотра объекта защиты необходимо предоставить соответствующую документацию, а также обеспечить присутствие ответственного лица в оговоренное время.
По результатам осмотра оформляется договор, подготавливается и утверждается программа проведения оценки рисков и персональный состав экспертной группы.
 
Независимая оценка пожарного риска
Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводится в соответствии с требованиями "Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска" и "Правил проведения расчетов по оценке пожарного риска", утвержденных Правительством Российской Федерации.
Независимая оценка пожарного риска включает следующее:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, - проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", - расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
 
Выдача заключений на объект защиты
Независимая оценка пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска, направляемого (вручаемого) владельцу объекта защиты. Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.
Заключение выдается на срок не более 3 лет. Копия заключения направляется в структурное подразделение территориального органа МЧС России, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения.
В случае выявления невыполнения условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности, разрабатываются меры (план устранения недостатков) по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности. За выполнением плана устранения недостатков осуществляется контроль.

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 





 


 
Телефон единой дежурной диспетчерской службы:
21-8-97

Телефоны доверия правоохранительных и контролирующих органов по пресечению преступлений и других правонарушений в сфере лесопользования и движения лесопродукции:
21-0-87 и 21-7-72.

Контакты

Администрация муниципального образования «Каргопольский муниципальный район»

Адрес: 164110,
Архангельская область,
г. Каргополь, ул. Победы, д. 20

Телефон: (81841) 2-14-08

Факс: (81841) 2-14-08

Электронная почта: adminkar@atnet.ru

Форма обратной связи
// stat.sputnik.ru