Безопасность

Часть 2

 


Ответственность за преступления экстремистской направленности

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за совершение таких преступлений, как организация экстремистского сообщества (статья 282.1) и организация деятельности экстремистской организации (статья 282.2).

Организация экстремистского сообщества – это создание общественного или религиозного объединения либо иной организации, имеющих цель подготовить или совершить преступление (одно или несколько) экстремистской направленности.

Что же такое преступление экстремистской направленности? По мнению ряда исследователей-правоведов, это деяния, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

Санкцией статьи 282.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность как за создание лицом экстремистского сообщества, так и за участие в нём. Создание экстремистского сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения преступлений экстремистской направленности, а равно руководство таким экстремистским сообществом, его частью или входящими в такое сообщество структурными подразделениями, а также создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремистской направленности – наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от восемнадцати месяцев до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от двух до восьми лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до десяти лет и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок от одного года до пяти лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года до шести лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Участие в деятельности таких сообществ наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо принудительными работами на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года.

Суровое наказание предусмотрено в отношении лиц, использовавших при участии в организации или её создании своё служебное положение. В соответствии с ч. 3 ст. 282.1 эти деяния наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от четырёх до десяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими, – наказывается штрафом в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от двух до восьми лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок от одного года до пяти лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от двух до шести лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, за исключением организаций, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации признаны террористическими, – наказывается штрафом в размере до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо арестом на срок до четырёх месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

Эти деяния, совершённые лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от трёхсот тысяч до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от двух до трёх лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до десяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

Лицо, добровольно прекратившее участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Следует отметить, что пока правонарушения имеют место, сохраняется необходимость в применении правоохранительными органами государства принудительных мер в отношении правонарушителей, потому как «право есть ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права». Молодые люди при достижении установленного законом возраста могут быть привлечены как к административной, так и к уголовной ответственности.

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации имеются две статьи, предусматривающие ответственность за совершение правонарушения экстремистского характера. Это статья 20.3 – «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций» и статья 20.29 – «производство и распространение экстремистских материалов».

Вместе с тем Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает ответственность за другие противоправные действия, которые также могут носить экстремистский характер или исходить из экстремистских побуждений. К их числу можно отнести: нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях (статья 5.26); нарушение порядка официального использования государственных символов Российской Федерации (статья 17.10); мелкое хулиганство (статья 20.1); нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 20.2).

Уголовная ответственность предусмотрена за совершение противоправных деяний экстремистской направленности, к числу которых относятся преступления, совершённые по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (статья 105 – убийство; статья 111 – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; статья 112 – умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью; статья 115 – умышленное причинение лёгкого вреда здоровью; статья 116 – побои; статья 117 – истязание; статья 119 – угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью; статья 136 – нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина; статья 148 – воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий; статья 149 – воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них; статья 150 – вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; статья 212 – массовые беспорядки; статья 213 – хулиганство; статья 214 – вандализм; статья 239 – создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан; статья 243 –уничтожение или повреждение объектов культурного наследия; статья 244 – надругательство над телами умерших и местами их захоронения; статья 280 – публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности; статья 281 – диверсия; статья 282 – возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства; статья 282.1 – организация экстремистского сообщества; статья 282.2 – организация деятельности экстремистской организации; статья 335 – нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчинённости; статья 336 – оскорбление военнослужащего; статья 357 – геноцид).


Ответственность за преступления террористической направленности

Впервые ответственность за терроризм введена Федеральным законом РФ от 01 июля 1994 года. Это многообъектное преступление, поскольку посягает на жизнь и здоровье граждан, на имущество, на общественную безопасность и нормальное функционирование органов власти. Устрашающее воздействие терроризма часто обращено к широкому и порой неопределённому кругу людей, даже к населению целых городов и административных районов или микрорайонов, а также к конкретным должностным лицам и органам власти, наделённым правом принимать организационные, управленческие, судебные или иные решения.

Указанное воздействие может быть адресовано религиозным, политическим, общественным деятелям, деятелям культуры; в расчёте на желаемую реакцию оно может осуществляться в отношении представителей деловых кругов, лиц, занятых в производстве и торговле, в отношении членов других преступных организаций. Так, сейчас терроризм достаточно часто применяется при вымогательстве, хотя далеко не всегда официально фиксируется в таком качестве.

Включение в уголовный кодекс специального состава преступления – терроризма – представляет собой значительный шаг вперёд в деле более эффективного использования уголовного закона в борьбе со столь опасным преступлением.

До 1994 года уголовная ответственность предусматривалась только за убийство госу¬дарственного или общественного деятеля или представителя власти в связи с его государственной или общественной деятельностью, с целью подрыва или ослабления советской власти, либо за нанесения тяжкого телесного повреждения тем же лицам, а также за убийство представителя иностранного государства, с целью провокации войны или международных осложнений, либо за нанесение тяжкого телесного повреждения тем же лицам с той же целью.

Террористический акт по уголовному кодексу РФ – совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет (ч.1статья 205 УК РФ).

Те же деяния: совершенные группой лиц по предварительному сговору или организо-ванной группой; повлёкшие по неосторожности смерть человека; повлёкшие причинение значительного имущественного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, – наказываются лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет (ч. 2 ст. 205 УК РФ).

Деяния, предусмотренные частями первой или второй статьи 205 УК РФ, если они: сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ; повлекли умышленное причинение смерти человеку, – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.
Ст. 205, ч. 1 УК РФ состоит из двух частей: в первой перечислены те действия, которые создают «опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий»; во второй содержится указание на угрозу совершения указанных действий. Это вторая форма терроризма. Её реальность определяется тем, способна ли угроза вызвать у отдельного человека, группы людей или властей опасения, что она будет осуществлена, а ущерб, который будет нанесён определёнными действиями, – значимым. И здесь должно действовать устрашение, а сама угроза может быть выражена устно, письменно или другим способом, в частности с использованием современных технических средств связи. Не имеет значения, была ли угроза высказана открыто или анонимно, широкому кругу людей или одному человеку, например служащему государственного учреждения, по телефону.

Субъектом терроризма может быть любое вменяемое лицо, достигшее четырна¬дцатилетнего возраста. Это положение применительно к рассматриваемому преступлению особенно актуально, поскольку в национальном и религиозном терроризме, как показывает практика, принимает участие довольно много подростков. В условиях массовой истерии они легко могут в силу своего возраста попадать под влияние взрослых и совершать преступные действия. Субъектами терроризма могут быть граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.

Совершение тяжких или особо тяжких преступлений не является отличительным признаком преступных сообществ (преступных организаций), поскольку такого рода преступления могут совершать и группы другого типа. Главная отличительная черта преступного сообщества (преступной организации) это масштабность действий, длительность функционирования, организованность, налаженный механизм управления, замаскированность, даже глубокая конспирация, неуловимость, способность влиять на крупные социальные, политические, экономические решения, тесная связь, иногда подпольная, с государственными, политическими, общественными, финансовыми организациями и их деятелями.

Субъективная сторона терроризма, повлёкшего по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, характеризуется двойной формой вины: прямым умыслом по отношению к террористическим действиям и неосторожностью (как легкомыслием, так и небрежностью) по отношению к указанным в п. 3 ст. 205 последствиям. Естественно, что неосторожно может быть нанесён и нетяжкий ущерб – в этом случае ответственность наступает по ч. 1 или по ч. 2 ст. 205 УК РФ.

Освещая уголовно-правовой аспект борьбы с терроризмом, нельзя не обратить внимание на такой вопрос, как ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ). Терроризм ведёт к дестабилизации в обществе, создаёт атмосферу страха, нарушает деятельность предприятий, организаций и учреждений. Явление это породило и «шутников» – лиц, делающих ложные сообщения о подготовке акта терроризма. Такие действия не единичны. О них постоянно сообщается в средствах массовой информации. Заведомо ложное сообщение о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо ограничением свободы на срок до трёх лет, либо принудительными работами на срок до трёх лет, либо арестом на срок от трёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет. То же деяние, повлёкшее причинение крупного ущерба либо наступление иных тяжких последствий, – наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от восемнадцати месяцев до трёх лет либо лишением свободы на срок до пяти лет. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион рублей.


Рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодёжной среде

Цели и задачи деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде:
- создание условий для снижения агрессии, напряжённости, экстремистской активности в среде молодёжи;
- создание условий для воспитания успешной, эффективной, толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
- создание условий для повышения жизненных шансов подростков и молодёжи, оказавшихся в сложной жизненной ситуации;
- развитие конструктивной социальной активности подростков и молодёжи;
- развитие позитивных молодёжных субкультур, общественных объединений, движений, групп;
- создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала молодёжи.

При организации системной работы по профилактике молодёжного экстремизма помимо непосредственной, прямой профилактики – необходимо выстраивать систему этой деятель¬ности с опорой на методы и формы работы, затрагивающие и среду, и личность. Главное внимание должно быть сосредоточено на особой социально-психологической ситуации в жизни любого человека, которая приходится на возрастной период от 14 до 22 лет.

В основе организации системы профилактической работы, особенно с группами лиц, пребывающими в кризисном возрасте, должна лежать идея управляемой социализации, когда социально-психологические процессы, происходящие с подростком, профессионально сопровождаются соответствующими специалистами.

При организации работы по профилактике молодёжного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
1. Вся молодёжь, проживающая на территории России. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищённости, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
2. Молодёжь, находящаяся в ситуации возможного попадания в поле экстремистской актив¬ности (молодёжь в зоне риска). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодёжной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.
К таким категориям могут быть отнесены:
- выходцы из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
- «золотая молодёжь», склонная к безнаказанности и вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
- дети, подростки, молодёжь, имеющие склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
- носители молодёжных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
- члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

При организации профилактической работы важно учитывать социально-экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодёжь. Наиболее опасным с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» – «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию. В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.). Молодые люди, продолжая образование, покидают школу, семью, уезжают в другой город или регион, оказываясь в ситуации и свободы, и социальной незащищённости. В итоге молодой человек мобилен, готов к экспериментам, участию в акциях, митингах и даже погромах. При этом готовность к подобным действиям усиливается из-за его низкой материальной обеспеченности, в связи с чем участие в проплаченных кем-либо акциях протеста может рассматриваться как допустимая возможность дополнительного заработка. Поиск идентичности, попытки закрепиться в жизни ведут к неуверенности, желанию сформировать круг близких по духу людей, найти ответственного за все беды и неудачи. Таким кругом вполне может стать экстремистская субкультура, неформальное объединение, политическая радикальная организация или тоталитарная секта.

Основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодёжной среде должны быть ориентированы на:
- оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находятся молодые россияне, её улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодёжи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
- формирование механизмов оптимизации молодёжного экстремистского поля, разработку методов его разрушения, организацию на его месте конструктивных социальных зон;
- создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
- разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

Профилактика экстремизма невозможна без целенаправленной работы по формированию межнациональных отношений в молодёжной среде. Значительная часть экстремистских проявлений в молодёжной среде происходит на межнациональной и религиозной почве.

В последнее время экстремистские проявления значительно усилились в студенческой среде. Многие из них происходят на межнациональной почве. В целях профилактики экстремизма и формирования межнационального согласия в студенческой среде можно предложить рассмотреть как меры и по необходимости применить следующее:
1. Повысить роль студенческих общественных объединений в жизни вуза, степень их влияния на процессы в студенческой среде.
2. Организовать в образовательных учреждениях факультативные курсы по изучению законодательства в сфере противодействия экстремизму, создать стенды антиэкстремистской направленности в корпусах учебных заведений и студенческих общежитиях, активнее привлекать органы правопорядка к этой работе.
3. Организовать мониторинг учебных программ и пособий с целью выявления материалов, направленных на разжигание межнациональных конфликтов.
4. Установить одним из критериев качества воспитательной работы в вузах количественный показатель, отражающий зависимость её состояния от числа студентов, привлечённых к уголовной и, в отдельных случаях, к административной ответственности.
5. Разработать и реализовать с участием национальных диаспор комплекс мероприятий по развитию межнационального диалога и интернационализма в студенческой среде, включая создание клубов интернациональной дружбы.
6. Ввести в учебные программы образовательных учреждений преподавание основ межнационального общения и интернационального воспитания учащихся.
7. В рамках воспитательной работы образовательных учреждений усилить внимание к мероприятиям по пропаганде культуры и традиций народов России и обучению навыкам бесконфликтного общения, а также просвещению учащихся о социальной опасности преступлений на почве ненависти для российского общества.
8. Внедрять в вузах специальные комплексные программы по адаптации и интеграции студентов из субъектов Российской Федерации, в частности Северо-Кавказского федерального округа, и оказывать содействие инициативам по их поддержке со стороны различных общественных организаций, в т.ч. национальных диаспор.
9. Ввести в штат студенческих общежитий специалистов по воспитательной работе с иногородними и иностранными студентами.
10. Создавать в вузах добровольные интернациональные студенческие дружины для поддержания общественного порядка и предупреждения конфликтов на почве этнической неприязни на территории учебных заведений, общежитий и студенческих городков.
11. Разработать механизмы специальной системы подготовки кадров из числа представителей различных национальностей, обладающих общероссийским государственным самосознанием и менталитетом, в целях формирования нового поколения региональных элит. В этих целях необходимо более тщательно отбирать состав участников целевых наборов в вузы и создать систему поиска наиболее одарённых молодых людей в образовательных учреждениях с целью направления их на дальнейшее обучение в престижные вузы страны.

Основные направления функционирования системы профилактики экстремистской активности в молодёжной среде:

1. Нормативно-правовое обеспечение системы профилактики экстремизма в молодёжной среде.
Направление ориентировано на создание институциональных условий, снижающих риск вовлечения молодого поколения в экстремистскую активность. В основе данного направления лежит законотворческая работа, ориентированная на снижение социально-экономической напряжённости в подростковой и молодёжной среде, создание реальных возможностей для успешного жизненного старта молодого поколения, расширение возможностей для его самореализации.

Данное направление предлагает осуществление следующих возможных мероприятий:
- разработка и принятие законодательных актов направленных на формирование условий для успешной социализации молодёжи;
- разработка и принятие подзаконных нормативно-правовых актов, направленных на: повышение жизненных шансов молодого поколения в образовании, трудоустройстве, жилье;
- поддержку талантливой молодёжи, поддержку молодёжи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
 разработка и внедрение ювенальной юстиции как механизма защиты прав детей и молодёжи, создания современного правового поля их жизнедеятельности;
- разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих внедрение системы психологической «диспансеризации» детей, подростков и молодёжи с целью проведения регулярных обследований молодого поколения на предмет выявления психических отклонений, негативных акцентуаций, ненормированной агрессии и склонности к девиациям, психологических проблем, связанных с неадекватной самооценкой и т.д.;
- разработка региональной целевой программы, направленной на профилактику экстремистских проявлений в молодёжной среде;
- разработка или внесение в региональные нормативно-правовые акты, касающиеся поддержки детских и молодёжных общественных объединений, изменений, предусматривающих введение в юридический оборот понятий: неформальное молодёжное объединение, молодёжная субкультура, модели, механизмы их поддержки и др.;
- разработка и принятие региональных целевых программ, ориентированных на повышение жизненных шансов подростков и молодёжи, находящихся в зоне риска;
- разработка муниципальных программ профилактики экстремистских проявлений в молодёжной среде;
- разработка нормативно-правовых актов, направленных на включение молодёжи в управление муниципальным образованием через создание систем общественных советов, парламентов при органах местного самоуправления.

2. Научно-методическое и аналитическое обеспечение профилактики экстремизма в молодёжной среде.
Успешная профилактика экстремизма в молодёжной среде невозможна без эффективно действующей системы научно-методического и аналитического сопровождения этой работы. Направление ориентировано на создание технологий изучения молодёжного экстремизма, создание системы мониторинга динамики его изменений, разработку адекватных современности форм и методов профилактической работы.

В рамках данного направления предлагается осуществление следующих возможных мероприятий:
- разработка исследовательского инструментария и проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение проблем и социального самочувствия детей, подростков, молодёжи, исследование девиаций в молодёжной среде, анализ деятельности и развития молодёжных субкультур;
- разработка и внедрение в практику системы государственных грантов, направленных на поддержку исследований и проектов, ориентированных на оптимизацию системы профилактики экстремистской активности в среде молодёжи;
- организация и проведение научно-практических конференций, посвящённых исследованию проблем молодёжного экстремизма;
- формирование научного сообщества исследователей, занимающихся изучением проблем экстремального поведения, национализма, шовинизма, ксенофобии, развития толерантного самосознания среди молодёжи;
- разработка, издание и широкое распространение в субъектах Российской Федерации научных и научно-методических работ по проектированию и обеспечению функционирования системы профилактики экстремизма в молодёжной среде;
- создание тематического Интернет-ресурса для педагогов, психологов, социальных работников, руководителей и сотрудников молодёжных центров, клубов, руководителей и актива молодёжных общественных объединений, посвящённого проблемам профилактики экстремистского поведения молодых людей;
- создание при кафедрах социальной педагогики, социальной работы, социальной психологии вузов, действующих в соответствующем регионе, лабораторий по исследованию региональных аспектов проявлений молодёжного экстремизма, радикального поведения, лабораторий изучения молодёжных субкультур;
- cоздание на базе государственных и муниципальных учреждений по работе с молодёжью, молодёжных центров экспериментальных площадок по апробации инновационных форм профилактики молодёжного экстремизма, развитию методов «мягкого» управления молодёжными субкультурами, ресоциализации их представителей (ресоциализация осуществляется изменениями установок индивида, целей, норм и ценностей жизни);
- создание реестра детских и молодёжных субкультур, действующих на территории региона или муниципального образования с описанием их численности, основных видов и форм деятельности.

3. Создание системы альтернативных полей, площадок для реализации потенциала молодёжи и включения её в социально одобряемые виды деятельности.
Направление ориентировано на создание площадок, где в их рамках подросток и молодой человек будут иметь возможность удовлетворить свои потребности, которые в нереализованном виде могут стимулировать их участие в неформальных объединениях девиантной направленности.

Основные возможные мероприятия данного направления:
- разработка и актуализация в общественном сознании молодёжи новой ценностной модели личности молодого россиянина, основанной на толерантности, культуре мира, патриотизме, гражданской ответственности;
 -создание механизмов для организованного включения молодых людей в экстремальные виды спорта путём образования региональных ассоциаций экстремальных видов спорта, проведение открытых чемпионатов для «экстремалов», организации специализированных спортивных смен в летних оздоровительных лагерях и др.;
- учреждение молодёжных СМИ (телеканал, радио, журналы, газеты), пропагандирующих толерантность, гражданственность, патриотизм, здоровый образ жизни, успешность и т.д. в среде молодёжи;
- активизация молодёжных общественных движений, в основе деятельности которых лежит идея позитивного решения разнообразных молодёжных проблем (к примеру, институционализация движений футбольных фанатов через их привлечение к организованным и социально контролируемым формам реализации собственной активности);
- организация и проведение фестивалей молодёжных музыкальных субкультур;
- разработка и проведение конкурса, направленного на выявление, обучение и включение в общественно продуктивную деятельность лидеров неформальных молодёжных объединений, групп, движений;
- формирование системы воспитательной работы с молодёжью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодёжи;
- создание эффективной системы центров реабилитации подростков и молодёжи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
- развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;
- создание и развитие служб работы с молодёжью, специалисты которых могут осуществлять профилактическую деятельность непосредственно среди дворовых уличных групп и компаний;
- развитие дворового спорта, организация и проведение соревнований по дворовому футболу, волейболу, стритболу и т.д.;
- создание при студенческих общежитиях клубов и центров, организующих досуг обучающихся;
- строительство площадок для занятий молодёжью экстремальными видами спорта;
- популяризация, развитие, создание условий для технических кружков, для проведения соревнований по техническим видам спорта (картинг, мотокросс, автомобильный спорт);
- создание, развитие практической деятельности молодёжных советов при органах власти, обеспечение их включения в реальные процессы управления развитием региона.

4. Кадровое и организационное обеспечение функционирования системы профилактики молодёжного экстремизма.
Направление ориентировано на подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации специалистов, работающих с подростками и молодёжью, в соответствии с особенностями современного этапа развития радикальных и экстремистских проявлений в молодёжной среде. В рамках профильной образовательной деятельности необходимо пересмотреть цели, принципы, методы, формы обучения, а также стандарты, регламентирующие деятельность образовательных учреждений по подготовке специалистов для работы с молодёжью.

Основные возможные мероприятия данного направления:
- создание на базе ведущих региональных университетов сети образовательных центров для подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по профилактике молодёжного экстремизма;
- формирование команды тренеров, использующих в образовательной деятельности инновационные методики профилактики экстремизма в молодёжной среде;
- создание серии специализированных научно-методических изданий, посвящённых проблеме молодёжного экстремизма;
- подготовка подростковых и молодёжных психиатров, способных осуществлять профилактические и оперативные действия, ориентированные на разрушение зависимого поведения, снижение уровня агрессии молодой личности и т.д.;
- организация профессиональной переподготовки или повышения квалификации школьных психологов, социальных работников, специалистов в сферы работы с молодёжью;
- повышение квалификации работников детских домов, социальных приютов, колоний для несовершеннолетних и т.д.;
- внедрение системы тренингов, позволяющих ознакомить практических работников молодёжного профиля с инновационными способами и технологиями профилактики молодёжного экстремизма;
- организация системы тренингов и семинаров для руководителей и актива детских и молодёжных общественных объединений, координаторов молодёжных движений региональных и местных отделений политических партий.

Всё это позволит постепенно переориентировать тенденцию развития молодёжного экстремизма в сторону его снижения, а также использовать потенциал молодёжи в конструктивных целях, находя тем самым баланс между интересами молодых людей, местных сообществ, государства и общества в целом.


 

Информация

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 





 


 
Телефон единой дежурной диспетчерской службы:
21-8-97

Телефоны доверия правоохранительных и контролирующих органов по пресечению преступлений и других правонарушений в сфере лесопользования и движения лесопродукции:
21-0-87 и 21-7-72.

Контакты

Администрация муниципального образования «Каргопольский муниципальный район»

Адрес: 164110,
Архангельская область,
г. Каргополь, ул. Победы, д. 20

Телефон: (81841) 2-14-08

Факс: (81841) 2-14-08

Электронная почта: adminkar@atnet.ru

Форма обратной связи
// stat.sputnik.ru